программа инклюзивного образования.2020

Содержание
Паспорт Программы…………………………………………………….

2

Обоснование актуальности Программы………………………..........

5

Цели, задачи, основные направления работы по Программе..........

8

Механизм реализации Программы……………………………………

10

Организационная структура управления реализацией
Программы………………………………………………………….........

10

Основные принципы работы коллектива МКДОУ в реализации
Программы……………………………………………………………….

11

Целевые группы, на которые рассчитана Программа и формы работы с
ними…………………………………………………………….

11

Алгоритм действий коллектива МКДОУв реализации
Программы………………………………………………………………

12

Основное содержание работы по Программе…………………..........

9

Этапы и сроки реализации Программы……………………………...

11

Ожидаемые результаты и их эффективность……………………….

11

Специфика структуры образовательного процесса в ДОУ………
17
Мониторинг психофизических процессов дошкольников ………
23
Взаимодействие профильных специалистов в коррекционнообразовательном процессе………………………………………….
Формы сотрудничества с семьей в рамках образовательной
деятельности………………………………………………………….

23

27

Универсальная модель организации образовательного процесса
34
Приложение………………………………………………………………
39

2

Паспорт Программы
Основание для разработки
Программы:

Приказ № 1 от « 28 » августа2020г.

1.

Наименование Программы

Программа
инклюзивного
образования
детей
дошкольного
возраста
с
ограниченными
возможностями здоровья в условиях дошкольного
образовательного учреждения МКДОУ Садовский
детский сад.

2.

Вид Программы:

Комплексно-целевая

3.

Сроки реализации

2020-2021 годы

4.

Заказчики Программы:

- педагогический совет МКДОУ
- родители МКДОУ

5.

Основные
разработчики - Заведующая МКДОУ Садовский детский
Литвиненко С.О.
Программы:
- Старший воспитатель МКДОУ Даваева М,П.
- Педагог – психолог Медко Г.А.

сад

6.

Исполнители
Программы:

- педагогический коллектив МКДОУ

7.

Цели Программы

8.

Ожидаемые результаты

создание благоприятных условий для полноценного
пребывания ребенком с ОВЗ дошкольного детства,
формирование основ базовой культуры личности,
всестороннее развитие психических и физических
качеств
в
соответствии
с
возрастными
и
индивидуальными особенностями, подготовка к жизни
в современном обществе, к обучению в школе,
обеспечение
безопасности
жизнедеятельности
дошкольника.
• Обеспечение доступности, повышение качества и
эффективности образования детей с ОВЗ с опорой на
нормативную
и
методическую
документацию,
сопровождающую
воспитательно-образовательный
процесс в ДОУ.
• Совершенствование системы психолого-медикопедагогического сопровождения детей с ОВЗ.
• Создание коррекционно-развивающего пространства
в ДОУ при социализации детей с особенностями
развития.Создать курс бесед (игр) по воспитанию
толерантного отношения к «особенным» детям.
• Обеспечение педагогических и организационных

- родители воспитанников

3

условий интеграции: кадровое обеспечении, наличие
МТБ, реализация современных образовательных и
коррекционных
программ
и
технологий,
просветительская деятельность.
9.

Организация контроля

Контроль за реализацией Программы осуществляется
через
систему
мониторинга
на
уровне
образовательного учреждения.

Обоснование актуальности Программы
В связи с вступлением в силу Федерального закона № 273 «Об образовании», а
также вступлением в силу с 01 января 2014 года федеральных государственных
образовательных стандартов дошкольного образования предполагаются изменения,
касающиеся и организации инклюзивного образования детей.
Одним из актуальных направлений развития системы образования является
внедрение

в

широкую

образовательными

практику инклюзивного

потребностями

и

нормально

образования

детей с

развивающихся

особыми

сверстников.

Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовать инклюзивное
образование в обычных дошкольных учреждениях, школах.В связи с этим обеспечение
права детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач
государственной политики не только в области образования, но и в области
демографического и социально-экономического развития РФ.
Принятие и реализация инклюзивного образования, как возможности включения
всех детей в образовательный процесс, несмотря на их субъективные особенности,
позволит

расширить

охват

нуждающихся

детей

необходимой

им

психолого-

педагогической помощью.
Прежде всего «Законом об образовании» регламентировано обеспечение равного
доступа к образованию всех детей с учетом разнообразия особых образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей. В законе появляется новое понятие
«адаптированная образовательная программа», т.е. программа, адаптированная для
обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Необходимо отметить, что с вступлением в силу 273 ФЗ предъявляются новые
требования и к условиям организации инклюзивного образования, а именно - создание
4

условий для

получения

без

дискриминации качественного образования

лиц с

ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и
социальной адаптации, оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных
педагогических подходов и наиболее подходящих для данной категории детей языков,
методов и способов общения, оказание им квалифицированной помощи в освоении
программы.
Основное изменение с введением ФЗ-273 ст.48 касается принципиально нового
подхода к инклюзивному образованию, где не ребенок «подгоняется» под существующие
в образовательном учреждении условия и нормы, а наоборот вся система образования
подстраивается под потребности и возможности конкретного ребенка
Именно эта точка зрения побудила к созданию и реализации программы
инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями
здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения МКДОУ Садовский
детский сад, как одного из возможных путей создания благоприятных условий для
полноценного пребывания ребенком с ОВЗ в дошкольном учреждении.
Основные задачи Программы:
•

Создать условия для интегрированного включения детей в образовательную среду,

социум.
•

Отработать модель социально-психологической адаптации детей-инвалидов с ОВЗ

к воспитательно-образовательной среде ДОУ.
•

Разработать нормативную и методическую документацию, сопровождающую

воспитательно-образовательный процесс в ДОУ.
•

Воспитать толерантное отношение

«здоровых» детей и их родителей к

«особенным» детям.

Условия реализации программы:
1.

Безбарьерная среда учреждения - создание для комфортного передвижения

детей-инвалидов (наличие пандусов, подъемных устройств).
2.

Создание в учреждении команды специалистов, помогающей педагогам

приспособить методы к особенностям ребенка;
3.

Для организации индивидуальных дистанционных консультаций для

родителей должен быть доступ к сети Интернет.
5

4.

Адаптированная

образовательная

программа

–

это

образовательная

программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья
с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и
при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию указанных лиц (статья 2,ФЗ «Об образовании» №273)
5.

Индивидуальные планы развития детей-инвалидов, детей с ОВЗ.

6.

Инклюзивная социальная образовательная среда.
Образовательные области



социально-коммуникативное развитие;



познавательное развитие;



речевое развитие;



художественно-эстетическое развитие;



физическое развитие.
Восемь принципов инклюзивного образования:

1.

Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2.

Каждый человек способен чувствовать и думать.

3.

Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4.

Все люди нуждаются друг в друге.

5.

Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных

взаимоотношений.
6.

Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7.

Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они

могут делать, чем в том, что не могут.
8.

Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Основная законодательная базаПрограммы:

Международные документы:
•

Декларация прав ребенка, 1959г.

•

Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11. 1989 г.

Ратифицирована третьей сессией Верховного Совета СССР 13.06.1990 г.
•

Декларация Организации Объединенных Наций о правах инвалидов. Принята на

ХХХ сессии ООН 09.12.1975 г.
•

Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в

сфере образования лиц с особыми потребностями. Принята Всемирной конференцией по
6

образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество. Саламанка, Испания, 710.06.1994 г.
Федеральные документы:
1.

«Об образовании в Российской Федерации» - Федеральный закон Российской

Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
2.

«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - Закон Российской

федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ с дополнениями и изменениями
3.

«О

порядке

и

условиях

признания

лица

инвалидом» -

Постановление

правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 (в ред. Постановления Правительства РФ от
07.04.2008 N 247)
4.

«Индивидуальная

федеральными

программа

государственными

реабилитации
учреждениями

ребенка-инвалида,
медико-социальной

выдаваемая
экспертизы».

Приложения N2 и N3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития
РФ от 4.08.2008 г. N 379н
5.

«Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении

медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями
медико-социальной экспертизы» - Приказ министерства здравоохранения и социального
развития РФ 22 августа 2005 г. N 535)
6.

«Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до

2020 года» - Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р
7.

«Об

утверждении

Типового

положения

о

специальном

(коррекционном)

образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья» - Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288 (в
ред. от 10 марта 2009 г.)
8.

«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» –

Распоряжение правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р)
9.

«О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями

здоровья (со специальными образовательными потребностями) – Письмо Минобразования
РФ от 16.04.2001 N 29/1524-6
10.

«Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в

дошкольных образовательных учреждениях» - Письмо Минобразования РФ от 16 января
2002 года N 03-51-5ин/23-03
11.

«Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» -

Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2009 года № 95
7

12.

«О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного

учреждения) - Письмо Министерства образования Российской Федерации

от 27.03.2000

№ 27/901-6)
13.

«О создании условий для получения образования детьми с ограниченными

возможностями здоровья и детьми-инвалидами»– Письмо Министерства образования и
науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06
14.

«Об утверждении Единого квалификационного справочника руководителей,

специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей
работников образования» - Приказ Минздравсоцразвития России №593 от14 августа 2009
г.
15.

«Об утверждении и введении в действие федерального государственного

образовательного стандарта начального общего образования» - Приказ Министерства
образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373
16.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - Утверждена

Президентом Российской Федерации Д.Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271
17.

"О ратификации Конвенции о правах инвалидов" Опубликовано 5 мая 2012 г.

18.

"О мерах по реализации государственной политики в области образования и

науки" Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. №599
19.

"О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" Указ

Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761
20.

"О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" Указ

Президента РФ от 7 мая 2012 г. №597
21.

"О коррекционном и инклюзивном образовании детей" Письмо Заместителя

министра МИНОБРНАУКИ РОССИИ ИР-535/07 от 07.06.2013 года.
Основные понятия
Дети

с

ограниченными

возможностями

здоровья

-

обучающийся

с

ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в
физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медикопедагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания
специальных условий; (ФЗ № 273. ст. 2. П. 16)
Понятие«дети с ограниченными возможностями» позволяет рассматривать
категорию лиц как имеющих функциональные ограничения, неспособных к какой-либо
деятельности в результате

заболевания, отклонений или недостатков развития,

нетипичного состояния здоровья, вследствие неадаптированности внешней среды к
8

основным нуждам индивида, из-за негативных стереотипов, предрассудков, выделяющих
нетипичных людей в социокультурной системе.
В группу дошкольников сОВЗмогут входить дети с разными нарушениями
развития,

выраженность

которых

может

быть

различна.Выделяютследующие

категориидетей с нарушениями развития:
1.

дети с нарушениями слуха(неслышащие и слабослышащие), первичное

нарушение носит сенсорный характер — нарушено слуховое восприятие, вследствие
поражения слухового анализатора;
2.

дети

с

нарушениями

зрения(незрячие,

слабовидящие),

первичное

нарушение носит сенсорный характер, страдает зрительное восприятие, вследствие
органического поражения зрительного анализатора;
3.

дети с тяжёлыми нарушениями речи, первичным дефектом является

недоразвитие речи;
4.

дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, первичным на-

рушением являются двигательные расстройства, вследствие органического поражения
двигательных центров коры головного мозга;
5.

дети с задержкой психического развития, их характеризует замедленный

темп формирования высших психических функций, вследствие слабовыраженных
органических поражений центральной нервной системы (ЦНС);
6.

дети

с

нарушениями

интеллектуального

развития,

первичное

нарушение — органическое поражение головного мозга, обуславливающее нарушения
высших познавательных процессов;
7.

дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы(дети сранним

детским аутизмом (РДА) представляют собой разнородную группу, характеризующуюся
различными клиническими симптомами и психолого-педагогическими особенностями;
8.

дети с комплексными (сложными) нарушениями развития, у которых

сочетаются два и более первичных нарушения (например, слабослышащие с детским
церебральным параличом, слабовидящие с задержкой психического развития идр.).
Категорию детей сминимальными и парциальными нарушениями психического
развития целесообразно рассматривать каксамостоятельную категорию, занимающую
промежуточное положение между «нормальным» и «нарушенным» развитием, и
обозначить её как «группу риска».
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, пребывающих в
дошкольном учреждении
9

Создание оптимальных условий для обучения и развития детей с ограниченными
возможностями здоровья в дошкольном учреждении представляет собой реализацию прав
детей на образование в соответствии с «Законом об образовании» Российской Федерации.
Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями
здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода,
так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно
интегрироваться в среду здоровых сверстников. Индивидуальный образовательный
маршрут предполагает постепенно включение таких детей в коллектив сверстников с
помощью взрослого, что требует от педагога новых психологических установок на
формирования у детей с нарушениями развития, умения взаимодействовать в едином
детском коллективе.
Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя
начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения
как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных
потребностей, заданных характером нарушения их психического развития
К группе детей с ОВЗ относятся дети, состояние здоровья которых препятствует
освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы вне специальных
условий воспитания и обучения. Группа дошкольников с ОВЗ не однородна, в нее входят
дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна.
В дошкольном учреждении проходят обучение следующие категории детей с
нарушениями развития, имеющие инвалидность:


дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата



дети с синдромом Дауна.

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Сколиоз. Исторически сложилось, что сколиозом называют как любое отклонение
позвоночника во фронтальной плоскости, фиксированное или не фиксированное, так и
медицинский диагноз, описывающий серьезное заболевание позвоночника — т. н.
«сколиотическую болезнь». Сколиотическая болезнь — боковое искривление позвоночника с
обязательной ротацией тел позвонков (торсией), характерной особенностью которого является
прогрессирование деформации, связанное с возрастом и ростом ребёнка. .Сколиозна
начальной стадии развития процесса, как правило, характеризуется теми же изменениями, что
и нарушение осанки во фронтальной плоскости. Но, в отличие от нарушений осанки, при
сколиотической болезни, кроме бокового искривления позвоночника наблюдается

10

скручивание позвонков вокруг вертикальной оси ( торсия ). Об этом свидетельствует наличие
реберного выбухания по задней поверхности грудной клетки (а при прогрессировании
процесса формирование реберного горба) и мышечного валика в поясничной области.
Классификации сколиоза: по происхождению; по форме искривления: С-образный сколиоз (с
одной дугой искривления). S-образный сколиоз (с двумя дугами искривления). Z- образный
сколиоз (с тремя дугами искривления).; по локализации искривления; рентгенологическая
классификация (по В. Д. Чаклину): Обычно различают 3 степени искривлений позвоночника
(сколиоза) в сагиттальной плоскости. Чтобы определить, является ли искривление уже
установившимся, стойким , - ребенка просят выпрямиться. Деформация 1 степени искривление позвоночника выравнивается до нормального положения при выпрямлении;
деформация 2 степени - отчасти выравнивается при выпрямлении ребенка или при висе на
гимнастической стенке; деформация 3 степени - искривление не меняется при висе или
выпрямлении ребенка.

Дети с синдромом Дауна. Самая распространенная из всех известных на
сегодняшний день форма хромосомной патологии. Характерной особенностью ребёнка с
синдромом Дауна, является замедленное развитие.
Дети с синдромом Дауна проходят те же этапы развития, что и обычные дети.
Общие принципы обучения разработаны на основе современных представлений о
развитии детей дошкольного возраста с учетом специфических особенностей, присущих
детям с синдромом Дауна. К ним относятся:
1. Медленное формирование понятий и становление навыков:


cнижение темпа восприятия и замедленное формирование ответа;



необходимость большого количества повторений для усвоения материала;



низкий уровень обобщения материала;



утрата тех навыков, которые оказываются недостаточно востребованными.

2. Низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно, с чем
связаны:


трудности, возникающие у ребенка, когда ему необходимо объединить новую

информацию с уже изученным материалом;


сложности с перенесением усвоенных навыков из одной ситуации в другую.

Замена

гибкого

поведения,

учитывающего

обстоятельства,

паттернами,

т.

е.

однотипными, заученными многократно повторяемыми действиями;
11



трудности при выполнении заданий, требующих оперирования несколькими

признаками предмета, или выполнения цепочки действий;


нарушения целеполагания и планирования действий.
3. Неравномерность развития ребенка в различных сферах (двигательной,

речевой, социально-эмоциональной) и тесная связь когнитивного развития с развитием
других сфер.
4. Особенностью предметно-практического мышления, характерного для этого
возраста, является необходимость использования нескольких анализаторов одновременно
для

создания

целостного

образа

(зрение,

слух,

тактильная

чувствительность,

проприоцепция). Наилучшие результаты дает зрительно-телесный анализ, т. е. лучшим
объяснением для ребенка оказывается действие, которое он выполняет, подражая
взрослому или вместе с ним.
5. Нарушение сенсорного восприятия, что бывает связано со сниженной
чувствительностью и часто встречающимися нарушениями зрения и слуха.
6. Дети с синдромом Дауна обладают различным исходным уровнем, и темпы их
развития также могут существенно различаться. В основу программы когнитивного
развития легли: предметность мышления дошкольников, необходимость использовать их
чувственный опыт, опора на наглядно-действенное мышление как базу для дальнейшего
перехода к наглядно-образному и логическому мышлению, использование собственной
мотивации ребенка, обучение в игровой форме, а также возможность индивидуального
подхода к каждому ребенку, учитывающего его особенности, предпочтения и скорость
обучения.
Дети с синдромом Дауна имеют недостатки развития речи (как в произношении
звуков, так и в правильности грамматических конструкций). Отставание в развитии речи
вызвано комбинацией факторов, из которых часть обусловлена проблемами в восприятии
речи и в развитии познавательных навыков. Любое отставание в восприятии и
использовании речи может привести к задержке интеллектуального развития.
Общие черты отставания в развитии речи:


меньший словарный запас, приводящий к менее широким знаниям;



пробелы в освоении грамматических конструкций;



способность скорее осваивать новые слова, чем грамматические правила;



большие, чем обычно, проблемы в изучении и использовании общепринятой



трудности в понимании заданий.

речи;

12

Глубокое

недоразвитие

речи

этих

детей

(выраженные

повреждения

артикуляционного аппарат, заикание) часто маскирует истинное состояние их мышления,
создает впечатление более низких познавательных способностей. Однако при выполнении
невербальных заданий (классификация предметов, счетные операции и пр.) некоторые
дети с синдромом Дауна могут показывать те же результаты, что и другие воспитанники.
В формировании способности к рассуждению и выстраиванию доказательств дети с
синдромом Дауна испытывают значительные затруднения. Дети труднее переносят
навыки и знания из одной ситуации на другую.
Дети с синдромом Дауна характеризуются гипомнезией (уменьшенный объём
памяти), им требуется больше времени для изучения и освоения новых навыков, и для
заучивания и запоминания нового материала. Для них характерна неустойчивость
активного внимания, повышенная утомляемость и истощаемость, короткий период
концентрации внимания, дети легко отвлекаются, истощаются.

Специфика структуры образовательного процесса в дошкольном учреждении
и приоритетные направления образовательной деятельности
Образовательная и коррекционная деятельность в дошкольном учреждении
Основное

направление

деятельности-осуществление

индивидуально-

ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской детям с
ОВЗ, направленной на создание условий их развития, социализации и интеграции в
общество.
В связи с данной спецификой учреждения, приоритетными направлениями
образовательной деятельности учреждения являются:
- разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута ребенка с
ограниченными возможностями здоровья с учетом его потенциальных психических и
физических возможностей;
-

проведение

индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей

работы по преодолению недостатков в физическом и психическом развитии детей с
ограниченными возможностями здоровья;
- укрепление психического и физического здоровья детей с ограниченными
возможностями здоровья, наряду с профессиональным медицинским сопровождением
проведение общих оздоровительных мероприятий.

13

Приоритетная деятельность учреждения по профессиональной коррекции
недостатков

в

физическом

и

психическом

развитии

детей

с

ограниченными

возможностями здоровья и реализации индивидуального образовательного маршрута
ребенка обеспечивает равные стартовые возможности для обучения детей с ОВЗ в
образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу
начального общего образования.
Общеобразовательные

и

коррекционные

задачи в

ДОУ решаются

в

комплексе, развести их достаточно сложно. Многие задачи коррекционно-развивающей
работы решаются в процессе традиционных форм и видов деятельности детей (в основном
образовательном процессе) за счет применения специальных технологий и упражнений. В
то

же

время

в

структуре

педагогического процесса

выделяются

специальные

коррекционно-развивающие занятия (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные).
В детском саду созданы благоприятные условия для обеспечения всестороннего
развития личности ребенка с ОВЗ, комфортности пребывания его в дошкольном
учреждении.

Работа

дошкольного

учреждения

обеспечивает

каждой

семье,

воспитывающей ребенка с ОВЗ, государственные гарантии доступности и равных
возможностей для обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях и в полной
мере отвечает запросам родителей.
Главным условием развития ребенка с ОВЗ в образовательном процессе
дошкольного учреждения является включение каждого воспитанника в деятельность
с учетом его возможностей, интересов, способностей, «зоны ближайшего развития»
и уровнем потенциального развития, которого ребенок с ОВЗ способен достигнуть
под руководством взрослых и в сотрудничестве со сверстниками в созданном
образовательном пространстве.
Образовательное пространство состоит из следующих компонентов:
- образовательный процесс;
- коррекционно-развивающий процесс;
- предметная - развивающая среда;
- взаимодействие участников педагогического процесса.
Образовательный процессвключает совокупность образовательных областей,
которые обеспечивают разностороннее развитие детей с ОВЗ с учетом их возрастных
особенностей
физическому,

и

индивидуальных

возможностей

социально-личностному,

по

основным

познавательно-речевому,

направлениям

-

художественно-

эстетическому, в которых сочетаются следующие функции:
14

-

воспитательная

-

развитие

ценностных

отношений,

развитие

основ

мировоззрения, формирование нравственности;
- образовательная (познавательная) - воспитание интереса к получению знаний,
умений и навыков, которые будут выступать в качестве средств, способствующих
развитию ребенка с ОВЗ, т. е. способствующих развитию его новых качеств;
- развивающая - развитие познавательных и психических процессов и свойств
личности;
- коррекционная - организация работы по коррекции имеющихся недостатков
физического и психического развития у детей с ОВЗ;
- социализирующая - овладение детьми с ОВЗ системой общественных
отношений и социально приемлемого поведения;
- оздоровительно-профилактическая (валеологическая) - приоритет культуры
здоровья в соответствии с валеологическими критериями и нормами.
В основе организации образовательного процесса определен комплекснотематический принцип планирования с ведущей игровой деятельностью, а решение
программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых
и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. Образовательный процесс
строится на основе законодательно-нормативных документов, оценки состояния здоровья
детей, оценки психических и физических нарушений, оценки речевых нарушений,
системы

психолого-педагогических

принципов,

отражающих

представление

о

самоценности дошкольного детства. Основной формой является игра и специфические
виды детской деятельности.
Акцент делается на интеграцию образовательных областей


социально-коммуникативное развитие;



познавательное развитие;



речевое развитие;



художественно-эстетическое развитие;



физическое развитие

Содержание дошкольного образования в ДОУ включает в себя сбалансированное
сочетание базисного компонента, представленного образовательными областями по
основным направлениям, и вариативного компонента учреждения, реализуемого за счет
индивидуально выбираемых специалистами коррекционных занятий, обеспечивающих

15

коррекцию и развитие психических функций детей, использование коррекционных
программ, авторских технологий и практического опыта специалистов.
МОНИТОРИНГ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ДОШКОЛЬНИКОВ с ОВЗ
Согласно

концепции

развития

современного

образования

мониторинг

рассматривается как основной способ повышения качества и расширения доступности
образования. Для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
реализация этих задач особенно актуальна. На сегодняшний день проследить изменения в
сфере оказания качественных образовательных услуг посредством мониторинга связано
со значительными трудностями. К ним следует отнести отсутствие в должном объеме
научных и методических разработок по проведению педагогических мониторинговых
процедур в коррекционно- образовательном процессе учреждении. Остро стоит проблема
по организации мониторинга как обязательного компонента педагогической деятельности.
Остается открытым и дискуссионным вопрос об объективности мониторинга при
изучении контингента детей со сложным комбинированным типом отклоняющегося
развития.
Различия
индивидуальный

в

структуре

характер

дефекта,

многообразие

дефицитарного

развития

клинических
детей

с

проявлений,

ОВЗ

требуют

многоступенчатого дифференциального обследования. Диагностика в дошкольном
образовательном учреждении проводится комплексно и носит динамический характер, в
ходе которого выделяются приоритетные направления обследования, определяется мера
активного участия в нем каждого специалиста. Методы и приемы обследования
соответствуют

специализации

и

разграничению

функций

специалистов.

Данные

обследования позволяют определить особенности психоэмоционального и личностного
развития ребенка, выбрать программу, соответствующую образовательным и социальным
потребностям ребенка.
Прежде чем приступить к коррекционной работе с ребенком, необходимо
выявить, какими знаниями, представлениями и умениями в пределах данного направления
он владеет и какие проблемы у него имеют место.
Педагогический мониторинг – средство, позволяющее гибко и действенно
осуществлять педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями
здоровья, достигать поставленных образовательных целей.

16

В проведении мониторинга участвуют: воспитатели;
руководитель;

инструктор

по ФИЗО;

психолог; музыкальный

медицинский работник. Каждый специалист

подбирает инструментарий для мониторинга в соответствии со своим направлением.
Основные задачи мониторинга
♦

определить степень освоения ребенком образовательной программы и

влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на
развитие ребенка;
♦

отследить эффективность используемых лечебно- оздоровительных и

коррекционных методов сопровождения ребенка.
Мониторинг детского развития проводится два-три раза в год:

в октябре -

ноябре; январе (либо по мере необходимости, с детьми группы риска); в апреле-мае.
Методы сбора информации в системе мониторинга в коррекционном процессе
разнообразны: наблюдения, анализ документов, посещение занятий, контрольные срезы,
анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности воспитанников.
С помощью мониторинговых и иных исследований на разных этапах можно будет
фиксировать уровень развития ребенка, чтобы педагоги дошкольных учреждений,
родители понимали, как с ним работать дальше. Результаты этого мониторинга могут
использоваться лишь для оптимизации работы с детьми, либо для индивидуализации
образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории
или профессиональной коррекции особенностей его развития).
ФГОС:«Периодичность мониторинга должна обеспечивать возможность оценки
динамики достижений детей,сбалансированность методов, не приводить к переутомлению
воспитанников и не нарушать ход педагогического процесса».
Для того чтобы помочь ребенку показать себя с лучшей стороны, следует:


предлагать

ребенку

короткие

задания,

стараясь

делать

их

более

разнообразными, чередовать разнообразные виды деятельности;


начинать и заканчивать каждую серию заданий ситуацией успеха;



сочетать новые более трудные задания с уже известными заданиями, более

легкими;


оценивать навыки самообслуживания в соответствующей обстановке;



привлекать членов семьи к оценке сформированных навыков;



помнить, что регулярные оценки выполнения заданий помогут вам
17

проследить динамику достижений;


старайтесь проводить оценку достижений ребенка в развитии в виде

интересной игры;


включать в программу обучения коррекцию нескольких навыков, которые

способствовали бы дальнейшему развитию какой-нибудь одной из относительно
сохранных функций. Таким путем у ребенка легче может появиться интерес к занятиям;


составлять план занятий примерно на 2—4 недели с помощью профильных

специалистов.
Психолого-педагогический мониторинг в образовательном учреждении
позволяет обеспечить:


получение максимально полной информации об уровнях сформированности

возрастных навыков и развития дошкольника с ограниченными возможностями здоровья;


предоставление информации, полученной в ходе психолого-педагогического

мониторинга, в наиболее удобном виде для построения коррекционной работы по
преодолению трудностей в обучении дошкольников с ограниченными возможностями
здоровья;


разработку и структурирование системы педагогических коррекционных

мероприятий с воспитанниками на основе результатов проведенных мониторинговых
исследований;


определение степени рациональности и адекватности педагогических

средств и методов, используемых в воспитательно-образовательном процессе.
Результатом мониторинга

должен быть индивидуальный маршрут развития

ребенка, который поможет корректировать

и

выявлять динамику и особенности

продвижения в коррекционно-образовательном процессе каждого воспитанника с ОВЗ.
При необходимости проводиться корректировка

планов индивидуальной и групповой

работы с детьми.
Каждый специалист проводит свои мероприятия, которые направлены
коррекцию

отклонений

на

у ребенка с ОВЗ, но все это в едином коррекционно-

образовательном пространстве ДОУ.

18

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОФИЛЬНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В КОРРЕКЦИОННООБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОУ

Воспитатель

Педагог-психолог

Музыкальный
руководитель

Инструктор по
физической культуре

Медсестра

 Диагностика
 Рисование, лепка, аппликация,
художественный ручной труд, конструирование
 Игровая деятельность
 Трудовая деятельность
 Прогулка
 Закаливание
 Индивидуально-коррекционная деятельность
 Работа с семьей
 Диагностика
 Развитие эмоционально-волевой сферы
 Музыкотерапия, сказкотерапия, куклотерапия,изотерапия
 Песочная терапия
 Индивидуальная коррекционная работа
 Игровая деятельность
 Работа с семьей
 Диагностика
 Музыкальные занятия
 Кружок
 Индивидуальные коррекционные занятия,
в т.ч с элементами логоритмики
 Праздники, развлечения, досуг
 Коррекционная ритмика
 Игровая деятельность
 Работа с семьей
 Диагностика
 Утренняя гимнастика
 Физкультурные занятия
 Развлечения, досуг
 Индивидуальная коррекционнаяработа
 Игровая деятельность
 Работа с семьей
 Диагностика
Профилактическая работа
 Работа с семьей

Главной задачей профильных специалистов при их взаимодействии с семьей
ребенка – инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья является не
только выдача рекомендаций по лечению и воспитанию ребенка, но и создание таких

19

условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению
возникающих проблем:


готовность родителей быть участниками педагогического процесса;



распределение

ответственности

за

успешное

развитие

ребенка

с

ограниченными возможностями;


обучение родителей необходимым навыкам и знаниям.

В таких случаях выработанные в процессе сотрудничества со специалистами
решения родители считают своими и более охотно внедряют их в собственную практику
воспитания и обучения ребенка.
Профильные специалисты информируют и обсуждают с родителями результаты
своих обследований и наблюдений. Родители должны знать цели и ожидаемые
результаты индивидуальной программы реабилитации ребенка. С самого начала
знакомства определяется готовность родителей сотрудничать со специалистами разных
профилей, объем коррекционной работы, который они способны освоить. Родителей
постепенно готовим к сотрудничеству со специалистами, требующему от них немало
времени и усилий.
Формы сотрудничества с семьей в рамках образовательной деятельности
Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей - создание в МКДОУ
необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с
семьями детей с ОВЗ, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника,
повышение компетентности родителей в области воспитания.
Основные формы взаимодействия с семьей
Знакомство с семьей

Встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование семей.

Информирование
родителей о ходе
образовательного
процесса

Совместное пребывание ребенка и родителей на заездах,
индивидуальные и групповые консультации, оформление
информационных стендов, организация выставок детского
творчества, приглашение родителей на детские концерты и
праздники.

Образование
родителей

Проведение семинаров - практикумов, мастер-классов,
тренингов, создание библиотеки.

Совместная
деятельность

Привлечение родителей к организации тематических
праздников, конкурсов, посещение внешних культурных
мероприятий ( музей, библиотеку, прогулки, экскурсии).

20

Содержание направлений работы с семьей по образовательным областям
Образовательная
область
«Физическое
развитие»

Объяснять родителям, как образ жизни семьи воздействует на
здоровье ребенка
Информировать родителей о факторах, влияющих на
физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание,
закаливание, движения). Рассказывать о действии негативных
факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и
др.), наносящих непоправимый вред здоровью малыша.
Помогать родителям сохранять и укреплять физическое и
психическое здоровье ребенка.
Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение
литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья,
просмотр
соответствующих
художественных
и
мультипликационных фильмов.
Знакомить родителей с оздоровительными мероприятиями,
проводимыми в детском саду. Разъяснять важность посещения
детьми секций, студий, ориентированных на оздоровление
дошкольников. Совместно с родителями и при участии
медико-психологической службы детского сада создавать
индивидуальные
программы
оздоровления
детей
и
поддерживать семью в их реализации.
Разъяснять родителям (через оформление соответствующего
раздела в «уголке для родителей», в личных беседах,
рекомендуя соответствующую литературу) необходимость
создания в семье предпосылок для полноценного физического
развития ребенка.
Ориентировать родителей на формирование у ребенка
положительного отношения к физкультуре и спорту; привычки
выполнять ежедневно утреннюю гимнастику (это лучше всего
делать на личном примере или через совместную утреннюю
зарядку); стимулирование двигательной активности ребенка
совместными спортивными занятиями (лыжи, коньки,),
совместными подвижными играми, длительными прогулками в
парк или лес; создание дома спортивного уголка; покупка
ребенку спортивного инвентаря (мячик, скакалка, лыжи,
коньки, велосипед, самокат и т.д.); совместное чтение
литературы, посвященной спорту; просмотр соответствующих
художественных и мультипликационных фильмов.
Информировать родителей об актуальных задачах физического
воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а
также о возможностях детского сада в решении данных задач.
Привлекать родителей к участию в совместных с детьми
физкультурных праздниках.

Образовательная
область
«Познавательное
развитие»

Обращать
внимание
родителей
на
возможности
интеллектуального развития ребенка в семье.
Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к
познанию, общению со взрослыми и сверстниками. Обращать
их внимание на ценность детских вопросов. Побуждать
21

находить на них ответы посредством совместных с ребенком
наблюдений,
экспериментов,
размышлений,
чтения
художественной и познавательной литературы, просмотра
художественных, документальных видеофильмов.
Показывать пользу прогулок и экскурсий для получения
разнообразных впечатлений, вызывающих положительные
эмоции и ощущения (зрительные, слуховые, тактильные и др.).
Совместно с родителями планировать, а также предлагать
готовые маршруты выходного дня к историческим, памятным
местам, местам отдыха горожан (сельчан).
Привлекать родителей к совместной с детьми познавательной
деятельности
дома,
способствующей
возникновению
познавательной активности. Проводить совместные с семьей
конкурсы, игры-викторины.

Образовательная
область
«Социальнокоммуникативное
развитие»

Изучать особенности общения взрослых с детьми в семье.
Обращать внимание родителей внимание родителей на
возможности развития коммуникативной сферы ребенка в
семье и учреждении.
Рекомендовать родителям использовать каждую возможность
для общения с ребенком, поводом для которого могут стать
любые события и связанные с ними эмоциональные состояния,
достижения и трудности ребенка в развитии взаимодействия с
миром и др.
Показывать родителям ценность диалогического общения с
ребенком, открывающего возможность для познания
окружающего мира, обмена информацией и эмоциями.
Развивать у родителей навыки общения, используя
коммуникативные тренинги и другие формы взаимодействия.
Показывать значение доброго, теплого общения с ребенком, не
допускающего грубости; демонстрировать ценность и
уместность как делового, так и эмоционального общения.
Побуждать родителей помогать ребенку устанавливать
взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми;
подсказывать, как легче решить конфликтную (спорную)
ситуацию.
Привлекать родителей к разнообразному по содержанию и
формам сотрудничеству (участию в деятельности семейных и
родительских клубов, подготовке концертных номеров
(родитель-ребенок)
для
праздников,
досугов
детей),
способствующее развитию свободного общения взрослых с
детьми в соответствии с познавательными потребностями
дошкольников.
Знакомить родителей с достижениями и трудностями
общественного воспитания в детском саду.
Показывать родителям значение матери, отца, а также дедушек
и бабушек, воспитателей, детей (сверстников, младших и
старших детей) в развитии взаимодействия ребенка с
социумом,
понимания
социальных
норм
поведения.
Подчеркивать ценность каждого ребенка для общества вне
22

зависимости
от
его
особенностей
и
этнической
принадлежности. Заинтересовывать родителей в развитии
игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную
социализацию, усвоение тендерного поведения. Помогать
родителям осознавать негативные последствия деструктивного
общения в семье, исключающего родных для ребенка людей из
контекста развития. Создавать у родителей мотивацию к
сохранению семейных традиций и зарождению новых.
Поддерживать семью в выстраивании взаимодействия ребенка
с незнакомыми взрослыми и детьми в МКДОУ (например, на
этапе освоения новой предметно-развивающей среды, в ходе
проектной деятельности).
Привлекать родителей к составлению соглашения о
сотрудничестве, программы и плана взаимодействия семьи и
детского сада в воспитании детей. Сопровождать и
поддерживать
семью
в
реализации
воспитательных
воздействий.
Изучать традиции трудового воспитания, сложившиеся и
развивающиеся в семьях детей.
Знакомить родителей с возможностями трудового воспитания
в
семье;
показывать
необходимость
навыков
самообслуживания, помощи взрослым, наличия у ребенка
домашних обязанностей. Знакомить с лучшим опытом
семейного трудового воспитания посредством выставок,
мастер-классов и других форм взаимодействия.
Побуждать близких взрослых знакомить детей с домашним и
профессиональным трудом, показывать его результаты,
обращать внимание на отношение членов семьи к труду.
Развивать у родителей интерес к совместным с детьми
проектам по изучению трудовых традиций, сложившихся в
семье, а также родном городе (селе).
Привлекать внимание родителей к различным формам
совместной с детьми трудовой деятельности в учреждении и
дома, способствующей формированию взаимодействия
взрослых с детьми, возникновению чувства единения, радости,
гордости за результаты общего труда.
Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение
литературы, посвященной различным профессиям, труду,
просмотр
соответствующих
художественных
и
мультипликационных фильмов.
Показывать родителям значение развития экологического
сознания как условия всеобщей выживаемости природы,
семьи, отдельного человека, всего человечества.
Знакомить родителей с опасными для здоровья ребенка
ситуациями, возникающими дома, на даче, на дороге, в лесу, у
водоема, и способами поведения в них. Направлять внимание
родителей на развитие у детей способности видеть, осознавать
и избегать опасности.
Информировать родителей о необходимости создания
благоприятных и безопасных условий пребывания детей на
улице (соблюдать технику безопасности во время игр и
23

развлечений на каруселях, на качелях, на горке, в песочнице,
во время катания на велосипеде, во время отдыха у водоема и
т.д.). Рассказывать о необходимости создания безопасных
условий пребывания детей дома (не держать в доступных для
них
местах
лекарства,
предметы
бытовой
химии,
электрические приборы; содержать в порядке электрические
розетки; не оставлять детей без присмотра в комнате, где
открыты окна и балконы и т.д.). Информировать родителей о
том, что должны делать дети в случае непредвиденной
ситуации (звать на помощь взрослых; называть свои фамилию
и имя; при необходимости - фамилию, имя и отчество
родителей, адрес и телефон; при необходимости звонить по
телефонам экстренной помощи -«01», «02» и «03» и т. д.).
Привлекать родителей к активному отдыху с детьми,
расширяющему границы жизни ребенка и формирующему
навыки безопасного поведения во время отдыха. Помогать
родителям планировать выходные дни с детьми, обдумывая
проблемные ситуации, стимулирующие формирование
моделей позитивного поведения в разных жизненных
ситуациях.
Подчеркивать роль взрослого в формировании поведения
ребенка. Побуждать родителей на личном примере
демонстрировать детям соблюдение правил безопасного
поведения на дорогах, бережное отношение к природе и т. д.
Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение
литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья,
просмотр
соответствующих
художественных
и
мультипликационных фильмов.
Знакомить родителей с формами работы учреждения по
проблеме безопасности детей дошкольного возраста.
Речевое и художественно эстетическое

Основными задачами работы с родителями являются:


создание дома спокойной доброжелательной атмосферы с теми режимными
ограничениями, которые продиктованы состоянием ребенка;



овладение основами специальной педагогики и психологии, навыками проведения
в домашних условиях занятий по ранней стимуляции, коррекционному развитию и
воспитанию, а также обучению своих детей;



овладение основами правовых знаний, относящихся к правам инвалидов и детей
группы риска по отклонениям в развитии;



родителям необходимо знать особенности развития ребенка, сформировать
адекватную самооценку, правильное отношение к дефекту, волевые качества,
включать в жизнь ребенка игровую и посильную игровую деятельность; при
посещении ребенком детского учреждения родители продолжают с ним работать.
24

Родители нуждаются в поддержке и одобрении, так как результаты будут видны
не сразу и родителям может показаться, что их усилия потрачены впустую.
Сотрудничество родителей и специалистов ДОУ в развитии психофизических
процессов дошкольников с ОВЗ может дать положительную динамику.

Универсальная модель организации образовательного процесса
Области

Физическое
развитие.

Социальнокоммуникатив
ное развитие;

Непосредственнообразовательная
деятельность с
квалифицированной
коррекцией недостатков в
физическом и психическом
развитии.

Физкультурное
Подвижные игры

Игры с водой
Ребенок и окружающий мир
Сюрпризные моменты,
игровая мотивация
Беседа
Проектная деятельность
Наблюдение
Рассматривание
иллюстраций, книг, объектов
Видеопрезентации
Коррекционные приемы
Дидактические игры
Художественное слово
Загадки

Образовательная
деятельность с
квалифицированно
й коррекцией
недостатков в
физическом и
психическом
развитии в ходе
режимных
моментов.
Подвижные игры
Игры-эстафеты.
Развлечение
(олимпиады)
Кружковая работа
Развлечение
Экскурсии
Дидактические игры
Экспериментирован
ие
Наблюдения
Индивидуальная
работа
Пальчиковая
гимнастика
Интегративная
деятельность
Контрольнодиагностическая
деятельность
Сюжетно-ролевые
игры
Режиссерские игры
Игры-драматизации
Праздники,
развлечение
Педагогические
ситуации, решение
проблемных
ситуаций

Самостоятельна
я
деятельность
детей

Дидактические
игры
Настольнопечатные игры
Рассматривание
иллюстраций,
книг, объектов
Сюжетноролевые игры
Игрыдраматизации

25

морального выбора
по теме

Познавательн
ое
развитие;

Речевое
развитие;

Развитие (формирование)
элементарных
математических
представлений
Сюрпризные моменты,
игровая мотивация
Видеопрезентации
Игровые упражнения
с учетом коррекции
Дидактические игры
Художественное слово
Загадки
Конструирование:
Сюрпризные моменты,
игровая мотивация
Художественное слово
Наблюдение
Беседы
Анализ графического
изображения, схемы
Игровые упражнения
с учетом коррекции
Пальчиковая гимнастика
Рассматривание
Обыгрывание

Дидактические игры
Развлечение
Конкурс
интеллектуалов
Наблюдения
Индивидуальная
работа
Пальчиковая
гимнастика
Игры
оздоровительной
направленности
Игры со
строительным
материал
материалом
Индивидуальная
работа
Пальчиковая
гимнастика

Дидактические
игры
Сюжетноролевые игры

Развитие речи
Сюрпризные моменты,
игровая мотивация
Беседа
Наблюдение
Рассматривание
иллюстраций, книг, объектов
Видеопрезентации
Игровые упражнения с

Сюжетно-ролевые
игры
Дидактические игры
Игры-драматизации
Инсценировки
Художественное
слово
Индивидуальная
работа

Сюжетноролевые игры
Дидактические
игры
Игрыдраматизации
Инсценировки

Сюжетноролевые игры
Дидактические
игры

26

Художественно
-эстетическое
развитие

учетом коррекции
Дидактические игры
Художественное слово
Загадки
Чтение художественной
литературы
Составление рассказа (из
личного опыта, по картине, по
сюжетной картинке, по серии
сюжетных картин)
Составление описательного
рассказа (по игрушке, с
использованием схемы)
Пересказ
Развитие речевого
(фонематического)
восприятия
Сюрпризные моменты,
игровая мотивация
Беседа
Наблюдение
Видеопрезентации
Игровые упражнения с
учетом направления
коррекции
Дидактические игры
Звуковой анализ
Художественное слово
Загадки
Подготовка к обучению
грамоте
Сюрпризные моменты,
игровая мотивация
Беседа
Наблюдение
Видеопрезентации
Игровые упражнения с
учетом коррекции
Дидактические игры
Звуковой анализ
Художественное слово
Загадки
Лепка
Сюрпризные моменты,
игровая мотивация
Художественное слово
Наблюдение
Беседы
Анализ образца
Игровые упражнения с
учетом коррекции
Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая
гимнастика

Индивидуальная
работа по заданию
учителя-логопеда
Беседа
Наблюдение
Игровые
упражнения с
учетом направления
коррекции
Дидактические игры
Театральная игра
Художественное
слово
Индивидуальная
работа
Игровые
упражнения с
учетом коррекции
Дидактические игры

Сюжетноролевая игра

Сюжетные игры
Индивидуальная
работа
Пальчиковая
гимнастика

Сюжетные игры
Самостоятельнохудожественная
деятельность

27

Рассматривание
Анализ детских работ,
выставка, обыгрывание
Аппликация
Сюрпризные моменты,
игровая мотивация
Художественное слово
Наблюдение
Беседы
Анализ образца
Игровые упражнения с
учетом коррекции
Пальчиковая гимнастика
Рассматривание
Анализ детских работ,
выставка, обыгрывание
Рисование
Сюрпризные моменты,
игровая мотивация
Художественное слово
Наблюдение
Беседы
Анализ образца
Игровые упражнения с
учетом коррекции
Пальчиковая гимнастика
Рассматривание
Анализ детских работ,
выставка.
Сюрпризные моменты,
игровая мотивация
Слушание
Пение
Песенное творчество
Музыкально-ритмические
движения
Музыкально-игровое и
танцевальное творчество
Игры на музыкальных
инструментах
Музыкальные игры

Образоват
ельные
области

Содержание коррекционной
работы

Дидактические игры
Игры-драматизации
Художественное
слово
Индивидуальная
работа
Пальчиковая
гимнастика

Самостоятельнохудожественная
деятельность

Дидактические игры
Художественное
слово
Индивидуальная
работа
Пальчиковая
гимнастика

Самостоятельнохудожественная
деятельность

Дидактические игры
Кружковая работа
Пение, хороводы
Индивидуальная
работа
Пальчиковая
гимнастика
Развлечения, досуги,
праздники

Игры на
музыкальных
инструментах
Дидактические
игры

Специалисты,
осуществляющ
ие
коррекционную
работу

Виды деятельности по
осуществлению
коррекции

28

Социально
коммуника
тивное
развитие

Элементарные
культуры поведения

навыки Воспитатель
Учительдефектолог;

Формирование невербальной Учителькоммуникации.
логопед;
Одеваниеи
раздевание. Педагог
Навыки
туалета.
Навыки психолог;
приема пищи. Элементарные
Помощник
трудовые навыки.
воспитателя
Переход от неспецифических
манипуляций
к
специфическим.
Формирование
простых
игровых действий с переходом
к цепочке игровых действий.
Обучение
игровому
взаимодействию.

Познавател
ьное
развитие

Знакомство
миром.

с

окружающим Воспитатель

Речевое
развитие

Общение и речевое развитие.

УчительМышление:
алгоритмы дефектолог;
деятельности,
причинноУчительследственные связи.
логопед;
Сенсорное
развитие
всех
видов восприятия. Создание Педагогцелостного
образа психолог
окружающего.
Воспитатель
Учительдефектолог;

Повседневная
деятельность,
игры,
специально
организованные занятия.
Обучение
родителей
способами
невербальной
коммуникации
Организованная педагогом
деятельность в режимных
моментах,
поручения,
дежурство.
Включение
в
игровое
взаимодействие детей в
условиях группы.

Повседневная
деятельность,
игры,
специально
организованные занятия.

Повседневное
общение,
специально
организованные занятия.

Учительлогопед;
Педагогпсихолог
Художеств
енно
–
эстетическ
ое.

Формировать
интерес
к
рисованию,
лепке,аппликации,конструиро
ванию,музыкальной
деятельности.
Обучение
способами
действий
в
различных
видах
продуктивной
деятельности.Знакомство
с
различными материалами и

Воспитатель по Специально
ИЗО
организованные занятия.
деятельности;
Организованная педагогом
Музыкальный
деятельность в режимных
руководитель;
моментах. Игры.
воспитатель.

29

способами их использования.
Интерес к прослушиванию
песен
и
музыкальных
произведений. Формирование
элементарных певческих и
музыкальноритмических
навыков.
Физическо
е развитие

Создание
условий, Инструктор по Специально
побуждающих к двигательной физкультуре;
организованные занятия.
активности.
Стимуляция
Организованная педагогом
двигательной
активности. Воспитатель.
деятельность в режимных
Развитие
основных
моментах. Игры.
двигательных
навыков.
Обучение
основным
движениям.

Ожидаемый результат:
•

Обеспечение доступности, повышение качества и эффективности образования

детей с ОВЗ с опорой на нормативную и методическую документацию, сопровождающую
воспитательно-образовательный процесс в ДОУ.
•

Совершенствование системы психолого-медико-педагогического сопровождения

детей с ОВЗ.
•

Создание коррекционно-развивающего пространства в ДОУ при социализации

детей с особенностями развития.Создать курс бесед (игр) по воспитанию толерантного
отношения к «особенным» детям.
•

Обеспечение педагогических и организационных условий интеграции: кадровое

обеспечении, наличие МТБ, реализация современных образовательных и коррекционных
программ и технологий, просветительская деятельность.

Приложение

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
Ф.И.О. ребенка ______________________________________________
Учебный год. _____________
Цель: _____________________________________________________________

30

Направление работы
/специалист

Время
проведения

Используемые
программы и
технологии

Форма
проведения
занятий

Ф.И.О.
специалиста

Психологическая помощь
(педагог-психолог)

Дефектологическая,
логопедическая
(логопед, дефектолог)

Общеразвивающая
(воспитатели)

Музыкальный руководитель

Инструктор по физкультуре

31


Наверх

Отчет о результатах самообследования муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения Садовский детский сад за 2023 год

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
САМООБСЛЕДОВАНИЕ на сайт Садовский детский сад.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».