Программа воспитание младшая группа . Толочко Е.А.

Содержание
Пояснительная записка
1. Целевой раздел (обязательная часть)
1.1. Цели и задачи
1.2. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания
1.2.1. Уклад образовательной деятельности
1.2.2. Воспитательная среда ДОО
1.2.3. Общности (сообщества ДОО)
1.2.4. Социокультурный контекст
1.2.5. Деятельности и культурные практики в ДОО
1.3. Планируемые результаты освоения Программы воспитания
1.3.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей раннего возраста
(к 3 годам)
1.3.2. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного
возраста (до 8 лет)
1.4. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
2.
Содержательный раздел
2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания
2.1.1. Патриотическое направление
2.1.2. Социальное направления
2.1.3. Познавательное направление
2.1.4. Физическое и оздоровительное направление
2.1.5. Трудовое направление
2.1.6. Этико-эстетическое направление
2.1.7. Формы, способы, методы и средства реализации Программы воспитания
с учетом возрастных особенностей воспитанников
2.2. Особенности реализации воспитательного процесса
2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников в процессе реализации Программы воспитания
3.
Организационный раздел
3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания
3.2. Взаимодействия взрослого с детьми. События ДОО
3.3. Организация предметно-пространственной среды
3.4. Кадровое обеспечение воспитательного процесса
3.5. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания
3.6. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых
личностных результатов в работе с особой категорией детей
3.7. Календарный план воспитательной работы
3.8. Часть, формируемая участниками образовательных отношений

3
5
6
7
8
9
11
11
12
12
13
14
14
15
16
17
18
18
18
20
22
22

30
30
30
30
33
34
35
36

Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания (далее – Программа воспитания) муниципального
казённого дошкольного образовательного учреждения Садовский детский сад (далее –
ДОУ), составлена на основе требований Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
по вопросам воспитания обучающихся» с учетом Плана мероприятий по реализации в
2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования.
Содержание Программы разработано на основе следующих нормативно-правовых
документов:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
(приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрирован Минюстом
России 14 ноября 2013 г. № 30384);
- Федеральным законом от 31 июля 2020 года №304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся»;
- Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204 «О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
(далее – Указ Президента РФ).
- С учетом Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
- С учетом «Примерной рабочей программой воспитания», разработанной сотрудниками
Института стратегии развития образования РАО в рамках государственного задания и
одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от «01» июля 2021 № 2/21).
Программа воспитания является компонентом образовательной программы
дошкольного образования (далее – ДО).
Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности,
создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства,
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения
к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения
к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде»1.
Программа основана на воплощении национального воспитательного идеала,
который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное)
представление о человеке.
В основе процесса воспитания детей в ДОУ лежат конституционные

и национальные ценности российского общества. Взаимодействие участников
образовательных отношений (далее - ОО) со всеми субъектами образовательных
отношений построено с учетом особенностей социокультурной среды, в которой
воспитывается ребенок.
Реализация Программы воспитания основана на взаимодействии со всеми
субъектами образовательных отношений и определяет 6 приоритетных направлений
воспитания дошкольника:
 Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления
воспитания.
 Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального
направления воспитания.
 Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.
 Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления
воспитания.
 Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
 Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления
воспитания.
Воспитательные
задачи,
согласно
федеральному
государственному
образовательному стандарту дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), реализуются в
рамках образовательных областей – социально-коммуникативного, познавательного,
речевого, художественно-эстетического развития, физического развития.
Назначение Программы воспитания – помочь педагогическим работникам
МКДОУ реализовать решение таких проблем, как:
- формирование общей культуры личности воспитанников;
- развитие у воспитанников социальных, нравственных, эстетических качеств,
направленных на воспитание духовно-нравственных и социокультурных ценностей и
принятие правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Целевой раздел
В центре рабочей программы воспитания находится личностное развитие
воспитанников МКДОУ Садовский детский сад и их приобщение к традиционным
духовным ценностям, правилам и нормам поведения в обществе. Рабочая программа
воспитания призвана обеспечить взаимодействие воспитания в дошкольной
образовательной организации и воспитания в семьях детей от 2 до 8-ми лет.


Цели и задачи воспитания

Общая цель воспитания в ДОУ – личностное развитие дошкольников и создание
условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей через:
 формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;
 овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также
выработанных обществом нормах и правилах поведения;
 приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии
с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми
в обществе.
Задачи воспитания формируются для каждого возрастного периода на основе
планируемых результатов достижения цели воспитания и реализуются в единстве с
развивающими задачами, определенными действующими нормативными правовыми
документами в сфере ДО. Задачи воспитания соответствуют основным направлениям
воспитательной работы.
Задачи :
Дошкольный возраст (до 8 лет):
 формировать общую культуру личности ребенка, в том числе ценности здорового
образа жизни, инициативности, самостоятельности и ответственности, активной
жизненной позиции;
 развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка;
 развивать социальные, нравственные, физические, интеллектуальные, эстетические
качества;
 организовывать содержательное взаимодействие ребенка с другими детьми,
взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и идеалов,
прав свободного человека;
 воспитывать у детей чувства любви к Родине, гордости за ее достижения на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе
правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
 воспитывать у ребенка чувства собственного достоинства в процессе освоения
разных видов социальной культуры, в том числе и многонациональной культуры
народов России и мира, умения общаться с разными людьми;
 объединять воспитательные ресурсы семьи и ДОУ на основе традиционных
духовно-нравственных ценностей семьи и общества.
1.2. Методологические принципы и подходы к формированию Программы
воспитания

Методологической основой Программы являются антропологический, культурноисторический и практичные подходы. Концепция Программы основывается на базовых
ценностях воспитания, заложенных в определении воспитания, содержащемся в
Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
Методологическими ориентирами воспитания также выступают следующие идеи
отечественной педагогики и психологии: развитие личного субъективного мнения и
личности ребенка в деятельности; духовно-нравственное, ценностное и смысловое
содержание воспитания; идея о сущности детства как сенситивного периода воспитания;
амплификация (обогащение) развития ребёнка средствами разных «специфически детских
видов деятельности».
Программа воспитания руководствуется принципами ДОУ, определенными ФГОС
ДО.
Программа построена на основе духовно-нравственных и социокультурных
ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и опирается на следующие принципы:
 принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод
личности, свободного развития личности; воспитание взаимоуважения, трудолюбия,
гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного
отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
 принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов
воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений,
содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
 принцип общего культурного образования. Воспитание основывается на культуре
и традициях России, включая культурные особенности региона;
 принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания
позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому
внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить
возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений,
продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни;
 принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов
личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности
и безопасного поведения;
 принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной
деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и
их освоения;
 принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при котором
все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурноэтнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему
образования.
Данные принципы реализуются в укладе ДОУ, включающем воспитывающие среды,
общности, культурные практики, совместную деятельность и события.

Календарь традиций ДОУ
Месяц
Сентябрь

Октябрь

Ноябрь
Декабрь

Январь
Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Мероприятия для детей
Праздник «День Знаний»
День солидарности в борьбе с терроризмом
Выставка детского творчества «Дары осени»
«Джангариада»
День работника дошкольного образования
Международный день пожилых людей
Международный день музыки
Всемирный день математики
Праздник осени
Праздник «День народного единства»
Выставка рисунков «Загляните в мамины глаза…»
Международный день матери
Международный день инвалидов
День Конституции РФ
Выставка детского творчества «Мастерская Деда Мороза»
Праздник «Новый год»
Праздник «Зул»
День памяти жертв депортации калмыцкого народа
День заповедников и национальных парков
Развлечение «Рождественские встречи»
День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
Фольклорный праздник «Масленица»
Международный день родного языка
День защитника Отечества
Выставка детского творчества: «Наша Армия»
Праздник «Цаган Сар»
Всемирный день иммунитета
Развлечение «8 Марта»
Всемирный день Земли
День воссоединения Крыма и России
Международный день театра
Всероссийская неделя музыки
Международный день птиц
Развлечение «Весна – красна»
«День космонавтики»
Фестиваль тюльпанов
Книжкина неделя
Спортивные развлечения
Возложение цветов к обелиску воинам ВОВ,
Праздник «День Победы»
Выставка детского творчества
Международный день семьи
Праздник «Выпуск в школу»
Праздник калмыцкого чая
День славянской письменности и культуры
Международный день защиты детей
День русского языка- Пушкинский день
Праздник «День семьи, любви и верности»
Выставка детского творчества «Семейное счастье»

Июль
Август

День России
День памяти и скорби- день начала ВОВ
День Республики Калмыкия
Праздник Нептуна
Конкурс: «Песочные фантазии»
День Российского Флага
Выставка детского творчества: «Краски лета»

1.2.2. Воспитывающая среда ДОУ
Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного процесса,
реализующего цель и задачи воспитания.
Воспитывающая среда – это окружающая среда, в первую очередь – люди, их
внешний вид, речь, взаимоотношения, поступки и дела. Затем – природа. Для ребенкадошкольника воспитывающая среда – это семья, детский сад, немного улицы.
Воспитательный процесс – процесс непрерывный. Каждую минуту в повседневной
жизни, в игре, во время образовательной деятельности идет воспитательный процесс. В
детском саду одним из главных инструментов является воспитатель, так как именно он
находится в группе целый день с детьми. Это требует от взрослого большого
педагогического такта, выдержки, доброты, человечности. Педагог должен быть честным и
правдивым, искренним и принципиальным, душевно богатым и щедрым. Особенно важно:
спокойная манера держаться и разговаривать; приветливость, умение выбирать приемы,
соответствующие настроению ребенка – во время пошутить, успокоить, доверительно
поговорить. Воспитатель для ребенка пример во всем. В манере разговаривать, одеваться и
т.д.
Еще одним главным инструментов воспитывающей среды является развивающая
предметно пространственная среда (далее - РППС) ДОУ. Она аналогична РППС
образовательной программы МКДОУ Садовский детский сад
1.2.3. Общности (сообщества) ДОУ
Профессиональная общность – это устойчивая система связей и отношений между
людьми, единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми сотрудниками ДОУ.
Основой эффективности такой общности является рефлексия собственной
профессиональной деятельности.
Воспитатель, а также другие сотрудники должны:
 быть примером в формировании полноценных и сформированных ценностных
ориентиров, норм общения и поведения;
 мотивировать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые незначительные
стремления к общению и взаимодействию;
 поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми
внутри группы сверстников принимала общественную направленность;
 заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на основе
чувства доброжелательности;

 содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять чуткость
к сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять внимание к
заболевшему товарищу;
 воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в общество
сверстников
(организованность, общительность, отзывчивость, щедрость,
доброжелательность и пр.);
 учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями,
которые сплачивали бы и объединяли ребят;
 воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение.
Профессионально-родительская общность включает сотрудников ДОУ и всех
взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели
развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу. Основная задача – объединение
усилий по воспитанию ребенка в семье и в ДОУ. Зачастую поведение ребенка сильно
различается дома и в ДОУ. Без совместного обсуждения воспитывающими взрослыми
особенностей ребенка невозможно выявление и в дальнейшем создание условий, которые
необходимы для его оптимального и полноценного развития и воспитания.
Детско-взрослая общность. Для общности характерно содействие друг другу,
сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к
ребенку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у
всех участников общности.
Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка.
Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые
вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его
собственными.
Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников.
В каждом возрасте и каждом случае она будет обладать своей спецификой в зависимости
от решаемых воспитательных задач.
Детская общность. Общество сверстников – необходимое условие полноценного
развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного
поведения, под руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть,
трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Чувство приверженности к группе
сверстников рождается тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним
такие же, как он сам, что свои желания необходимо соотносить с желаниями других.
Воспитатель должен воспитывать у детей навыки и привычки поведения, качества,
определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и его успешность в
том или ином сообществе. Поэтому так важно придать детским взаимоотношениям дух
доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и
друг другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями достигать
поставленной цели.
Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские общности.
В детском саду обеспечена возможность взаимодействия ребенка, как со старшими, так и
с младшими детьми. Включенность ребенка в отношения со старшими, помимо подражания
и приобретения нового, рождает опыт послушания, следования общим для всех правилам,
нормам поведения и традициям. Отношения с младшими – это возможность для ребенка
стать авторитетом и образцом для подражания, а также пространство для воспитания
заботы и ответственности.

Культура поведения воспитателя в общностях как значимая составляющая
уклада. Культура поведения взрослых в детском саду направлена на создание
воспитывающей среды как условия решения возрастных задач воспитания. Общая
психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка,
отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов – это необходимые условия
нормальной жизни и развития детей.
Воспитатель должен соблюдать кодекс нормы профессиональной этики и
поведения:
 педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и детей
первым;
 улыбка – всегда обязательная часть приветствия;
 педагог описывает события и ситуации, но не даёт им оценки;
 педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за поведение
детей в детском саду;
 тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса;
 уважительное отношение к личности воспитанника;
 умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему;
 умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему;
 уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми;
 умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время
не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
 умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с детьми;
 умение сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам;
 знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
 соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада.
1.2.4. Социокультурный контекст
Социокультурный контекст – это социальная и культурная среда, в которой человек
растет и живет. Он также включает в себя влияние, которое среда оказывает на идеи и
поведение человека.
В основе социокультурного развития находится становление отношения личности к
Родине, обществу, коллективу, людям, труду, своим обязанностям, что предполагает
развитие качеств патриотизма, толерантности, уважения и товарищества.
Соответственно задача воспитания заключается в том, чтобы социально
необходимые общественные требования становились внутренними стимулами личности,
включая, в первую очередь, честь, долг, совесть, достоинство.
В ходе трансляции социокультуры можно выделить следующие этапы:
 семья и роль семейного воспитания;
 стадия репродуктивного овладения культурой;
 переход от репродуктивного знания к продуктивному творчеству.
Ребенок овладевает знаниями, нормами, ценностями общества, учится орудийной и
знаковой деятельности, впоследствии может переходить к творчеству.
В рамках социокультурного развития эффективным является ознакомление с
государственной символикой России, Республики Калмыкия.

Задачи проектируемого процесса:
 вызвать у детей интерес;
 сформировать умения применять полученные знания в практической деятельности.
Методы и формы организации: рассматривание альбомов, слайдов, книг,
слушание песен, стихов, дидактические игры по теме геральдики, игры – путешествия,
прослушивание музыкальных произведений (гимна России, песен о Родине);
дидактические игры, тематические выставки детских рисунков, оформление тематических
альбомов, использование иллюстративного материала.
Реализация социокультурного контекста опирается на построение социального
партнерства образовательной организации.
В рамках социокультурного контекста повышается роль родительской
общественности как субъекта образовательных отношений в Программе воспитания.
1.3 Планируемые результаты освоения рабочей Программы воспитания
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность
воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка. Поэтому
результаты достижения цели воспитания даны в виде целевых ориентиров, представленных
в виде обобщенных портретов ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов.
На уровне ДО не осуществляется оценка результатов воспитательной работы
в соответствии с ФГОС ДО, так как «целевые ориентиры основной образовательной
программы дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе
в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их
формального сравнения с реальными достижениями детей».
1.3.2. Целевые ориентиры воспитательной работы
для детей дошкольного возраста (до 8 лет)
Портрет ребенка дошкольного возраста (к 8-ми годам)
Направления
Ценности
Показатели
воспитания
- Любящий свою малую родину и имеющий
Патриотическое Родина,
природа
представление о своей стране, испытывающий чувство
привязанности к родному дому, семье, близким
людям.
Человек,
- Различающий основные проявления добра и зла,
Социальное
семья,
принимающий и уважающий ценности семьи и
дружба,
общества, правдивый, искренний, способный к
сотрудничес сочувствию
тво
и заботе, к нравственному поступку, проявляющий
задатки чувства долга: ответственность за свои
действия и поведение; принимающий и уважающий
различия между людьми.
- Освоивший основы речевой культуры.
- Дружелюбный и доброжелательный, умеющий
слушать

Познавательное

Знания

Физическое
и Здоровье
оздоровительное

Трудовое

Труд

Этикоэстетическое

Культура
красота

и слышать собеседника, способный взаимодействовать
со взрослыми и сверстниками на основе общих
интересов и дел.
- Любознательный, наблюдательный, испытывающий
потребность в самовыражении, в том числе
творческом,
проявляющий
активность,
самостоятельность, инициативу в познавательной,
игровой, коммуникативной и продуктивных видах
деятельности и в самообслуживании, обладающий
первичной картиной мира на основе традиционных
ценностей российского общества.
- Владеющий основными навыками личной и
общественной гигиены, стремящийся соблюдать
правила безопасного поведения в быту, социуме (в том
числе в цифровой среде), природе.
- Понимающий ценность труда в семье и в обществе на
основе уважения к людям труда, результатам их
деятельности,
проявляющий
трудолюбие
при
выполнении поручений и в самостоятельной
деятельности.
и - Способный воспринимать и чувствовать прекрасное
в быту, природе, поступках, искусстве, стремящийся к
отображению прекрасного в продуктивных видах
деятельности, обладающий зачатками художественноэстетического вкуса.

2. Содержательный раздел
2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания
Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми
дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных во ФГОС ДО, одной
из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный
образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей,
принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества:
 социально-коммуникативное развитие;
 познавательное развитие;
 речевое развитие;
 художественно-эстетическое развитие;
 физическое развитие.
Программа воспитания МКДОУ определяет реализацию таких направлений
воспитания дошкольников, формирование которых в совокупности обеспечит полноценное
и гармоничное развитие личности детей от 1,6 до 8-ми лет:

2.1.1. Патриотическое направление воспитания
(Блок «Я и моя Родина»)
Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления
воспитания. Патриотизм – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви,
интереса к своей стране – России, своему краю, малой родине, своему народу и народу
России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия; ощущения
принадлежности к своему народу.
Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма как
нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей
образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций.
Воспитательная работа в данном направлении связана со структурой самого понятия
«патриотизм» и определяется через следующие взаимосвязанные компоненты:
 когнитивно-смысловой, связанный со знаниями об истории России, своего края,
духовных и культурных традиций и достижений многонационального народа России;
 эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью к Родине – России,
уважением к своему народу, народу России в целом;
 регуляторно-волевой, обеспечивающий укоренение знаний в духовных и
культурных традициях своего народа, деятельность на основе понимания ответственности
за настоящее и будущее своего народа, России.
Задачи патриотического воспитания:
1) формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку,
культурному наследию своего народа;
2) воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства
собственного достоинства как представителя своего народа;
3) воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим
соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам,
родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической
принадлежности;
4) воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания
единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.
Направления воспитательной работы:
 ознакомление детей с историей, героями, культурой, традициями России и своего
народа;
 организация коллективных творческих проектов, направленных на приобщение
детей к российским общенациональным традициям;
 формирование правильного и безопасного поведения в природе, осознанного
отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности человека.
2.1.2. Социальное направление воспитания
(Блок «Я, моя семья и дружба»)
Ценности семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального
направления воспитания.

В дошкольном детстве ребенок открывает Личность другого человека и его значение
в собственной жизни и жизни людей. Он начинает осваивать все многообразие социальных
отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам,
нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах семьи, группы.
Формирование правильного ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному
окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором
обязательно должна быть личная социальная инициатива ребенка в детско-взрослых и
детских общностях. Важным аспектом является формирование у дошкольника
представления
о
мире
профессий
взрослых,
появление
к моменту подготовки к школе положительной установки к обучению в школе как важному
шагу взросления.
Основная цель социального направления воспитания дошкольника заключается
в формировании ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитии
дружелюбия, создания условий для реализации в обществе.
Выделяются основные задачи социального направления воспитания:
1)Формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи
с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в
фольклоре и детской литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи
людей в различных видах деятельности (на материале истории России, ее героев),
милосердия и заботы. Анализ поступков самих детей в группе в различных
ситуациях.
2)Формирование навыков, необходимых для полноценного существования в обществе:
эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности,
сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила.
3)Развитие способности поставить себя на место другого как проявление личностной
зрелости и преодоление детского эгоизма.
Направления воспитательной работы:
 организовывать сюжетно-ролевые игры (в семью, в команду и т. п.), игры с
правилами, традиционные народные игры и пр.;
 воспитывать у детей навыки поведения в обществе;
 учить детей сотрудничать, организуя групповые формы в продуктивных
видах деятельности;
 учить детей анализировать поступки и чувства – свои и других людей;
 организовывать коллективные проекты заботы и помощи;
 создавать доброжелательный психологический климат в группе.
2.1.3. Познавательное направление воспитания
(Блок «Хочу всё знать»)
Ценность – знания. Цель познавательного направления воспитания – формирование
ценности познания.
Значимым для воспитания ребенка является формирование целостной картины мира,
в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру,
людям, природе, деятельности человека.
Задачи познавательного направления воспитания:

 развитие любознательности, формирование опыта познавательной
инициативы;
 формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний;
 приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернетисточники, дискуссии и др.).
Направления воспитательной работы:
 совместная деятельность воспитателя с детьми на основе наблюдения,
сравнения, проведения опытов (экспериментирования), организации походов
и экскурсий, просмотра доступных для восприятия ребенка познавательных
фильмов, чтения и просмотра книг;
 организация конструкторской и продуктивной творческой деятельности,
проектной и исследовательской деятельности детей совместно со взрослыми;
 организация насыщенной и структурированной образовательной среды,
включающей иллюстрации, видеоматериалы, ориентированные на детскую аудиторию;
различного типа конструкторы и наборы для экспериментирования.
2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания
(Блок «Я и мое здоровье»)
Ценность – здоровье. Цель данного направления – сформировать навыки
здорового образа жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего.
Физическое развитие и освоение ребенком своего тела происходит в виде любой
двигательной активности: выполнение бытовых обязанностей, игр, ритмики и танцев,
творческой деятельности, спорта, прогулок.
Задачи по формированию здорового образа жизни:
 обеспечение построения образовательного процесса физического воспитания
детей (совместной и самостоятельной деятельности) на основе здоровье
формирующих и здоровье сберегающих технологий, и обеспечение условий
для гармоничного физического и эстетического развития ребенка;
 закаливание, повышение сопротивляемости к воздействию условий внешней среды;
 укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие двигательных способностей,
обучение двигательным навыкам и умениям;
 формирование элементарных представлений в области физической культуры,
здоровья и безопасного образа жизни;
 организация сна, здорового питания, выстраивание правильного режима дня;
 воспитание экологической культуры, обучение безопасности жизнедеятельности.
Направления деятельности воспитателя:
 организация подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных народных
игр, дворовых игр на территории детского сада;
 создание детско-взрослых проектов по здоровому образу жизни;
 введение оздоровительных традиций в ДОУ.
Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков является
важной частью воспитания культуры здоровья. Воспитатель должен формировать у

дошкольников понимание того, что чистота лица и тела, опрятность одежды отвечают не
только гигиене и здоровью человека, но и социальным ожиданиям окружающих людей.
Особенность культурно-гигиенических навыков заключается в том, что они должны
формироваться на протяжении всего пребывания ребенка в ДОУ.
В формировании культурно-гигиенических навыков режим дня играет одну из
ключевых ролей. Привыкая выполнять серию гигиенических процедур с определенной
периодичностью, ребенок вводит их в свое бытовое пространство, и постепенно они
становятся для него привычкой.
Направления воспитательной работы:
 формировать у ребенка навыки поведения во время приема пищи;
 формировать у ребенка представления о ценности здоровья, красоте
и чистоте тела;
 формировать у ребенка привычку следить за своим внешним видом;
 включать информацию о гигиене в повседневную жизнь ребенка, в игру.
Работа по формированию у ребенка культурно-гигиенических навыков должна
вестись в тесном контакте с семьей.
2.1.5. Трудовое направление воспитания
(Блок «Я люблю трудиться»)
Ценность – труд. С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен
принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет
в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд
оказывает на детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает
их к осознанию его нравственной стороны.
Основная цель трудового воспитания дошкольника заключается в формировании
ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также в приобщении ребенка к труду.
Можно выделить основные задачи трудового воспитания.
1)Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание
положительного отношения к их труду, познание явлений и свойств, связанных с
преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием
трудовой деятельности взрослых и труда самих детей.
2)Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей, воспитание
навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков
планирования.
3)Формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению
физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи).
Направления воспитательной работы:
 показать детям необходимость постоянного труда в повседневной жизни,
использовать его возможности для нравственного воспитания дошкольников;
 воспитывать у ребенка бережливость (беречь игрушки, одежду, труд и
старания родителей, воспитателя, сверстников), так как данная черта
непременно
сопряжена
с трудолюбием;

 предоставлять детям самостоятельность в выполнении работы, чтобы они
почувствовали ответственность за свои действия;
 собственным примером трудолюбия и занятости создавать у детей
соответствующее настроение, формировать стремление к полезной
деятельности;
 связывать развитие трудолюбия с формированием общественных мотивов
труда, желанием приносить пользу людям.
2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания
(Блок «Я в мире прекрасного»)
Ценности – культура и красота. Культура поведения в своей основе имеет
глубоко социальное нравственное чувство – уважение к человеку, к законам человеческого
общества. Культура отношений является делом не столько личным, сколько общественным.
Конкретные представления о культуре поведения усваиваются ребенком вместе с опытом
поведения, с накоплением нравственных представлений.
Можно выделить основные задачи этико-эстетического воспитания:
 формирование культуры общения, поведения, этических представлений;
 воспитание представлений о значении опрятности и красоты внешней, ее влиянии
на внутренний мир человека;
 развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений искусства, явлений жизни, отношений между людьми;
 воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны
и других народов;
 развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей ребенка
действительности;
 формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя прекрасным,
создавать его.
Для того чтобы формировать у детей культуру поведения, воспитатель ДОО должен
сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной
работы:
 учить детей уважительно относиться к окружающим людям, считаться с их
делами, интересами, удобствами;
 воспитывать культуру общения ребенка, выражающуюся в общительности,
этикет вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя
в общественных местах;
 воспитывать культуру речи: называть взрослых на «вы» и по имени и
отчеству;
не перебивать говорящих и выслушивать других; говорить четко, разборчиво,
владеть голосом;
 воспитывать культуру деятельности, что подразумевает умение обращаться
с игрушками, книгами, личными вещами, имуществом ДОО; умение
подготовиться
к предстоящей деятельности, четко и последовательно выполнять и

заканчивать
ее,
после завершения привести в порядок рабочее место, аккуратно убрать все за
собой; привести в порядок свою одежду.
Цель эстетического воспитания – становление у ребенка ценностного отношения
к красоте. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие
эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной
составляющей внутреннего мира ребенка.
Направления деятельности воспитания:
- выстраивание взаимосвязи художественно-творческой деятельности самих детей
с воспитательной работой через развитие восприятия, образных представлений,
воображения и творчества;
 уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение
их произведений в жизнь ДОО;
 организацию выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.;
 формирование чувства прекрасного на основе восприятия художественного слова
на русском и родном языке;
 реализация вариативности содержания, форм и методов работы с детьми по
разным направлениям эстетического воспитания.
2.1.7. Формы, способы, методы и средства реализации Программы
с учетом возрастных особенностей воспитанников
Наиболее эффективные методы воспитания в сфере развития личности ребенка, это
методы, которые обеспечивают создание у детей практического опыта общественного
поведения. К ним относятся:
 Метод приучения ребенка к положительным формам общественного поведения,









воспитания нравственных привычек. Основной смысл его заключается в том, что детей
систематически в самых разных ситуациях побуждают поступать в соответствии с
нормами и правилами, принятыми в обществе.
Метод показ действия. С его помощью формируется такое важное качество, как
самостоятельность. В условиях жизни ребенка в ДОО самостоятельность приобретает
ярко выраженный нравственный, общественный аспект.
Метод организации деятельности, который и в дошкольном возрасте, особенно
старшем, носит общественно полезный характер. В первую очередь это совместный,
коллективный труд детей.
Метод убеждения. Его используют через доброе, умное слово воспитателя, и с помощью
художественных произведений, и через умело организованную деятельность.
Метод положительного примера. Этот метод используется в педагогическом процессе
для организации детской деятельности в повседневной жизни. Важно, чтобы
положительный пример становился для ребенка образцом для подражания.
Методы поощрения. Чаще всего используются при повседневном общении взрослого с
детьми.

В воспитании детей используются следующие вариативные формы взаимодействия:
Патриотическое направление воспитания

Совместная
деятельность

Режимные моменты

Образовательная деятельность,
ситуативный разговор, беседа,
встречи с ветеранами, сюжетноролевые игры, театрализованные Образовательная
игры, народные игры, чтение
деятельность,
художественной литературы,
совместная
досуги, праздники,
деятельность в 1 и 2
активизирующее игру
половину дня, прогулка
проблемное общение
воспитателей с детьми,
творческие проекты
Социальное направление воспитания
Дидактические, сюжетноролевые, совместные с
воспитателем игры, ситуации
морального выбора, игрыВ течение всех
драматизации, игровые задания, режимных моментов
игры- импровизации, чтение
художественной литературы,
беседы
Познавательное направление воспитания
Проекты, исследования, походы,
экскурсии, игры-занятия,
Образовательная
дидактическая игра, чтение
деятельность, прогулка,
энциклопедий, художественной совместная
литературы, познавательные
деятельность
досуги, проблемные ситуации
Трудовое направление воспитания
Разыгрывание игровых
ситуаций,
игры- упражнения, в структуре
занятия, занятия по ручному
труду, дежурства, экскурсии,
поручения, показ, объяснение,
личный пример педагога,
коллективный труд (труд рядом,
В течение всех
общий труд, огород на окне,
режимных моментов
труд в природе), работа в
тематических уголках,
праздники, досуги,
экспериментальная
деятельность, экскурсии за
пределы детского сада,
туристические походы, трудовая
мастерская, акции
Эстетико-эстетическое направление воспитания
Изготовление украшений для
Образовательная
группового помещения к
деятельность,

Самостоятельная
деятельность
детей

Самостоятельные игры
различного вида,
инсценировка знакомых
литературных произведений,
кукольный театр,
рассматривание иллюстраций,
сюжетных картинок.

Сюжетно-ролевые, подвижные
и народные игры,
инсценировки,
рассматривание иллюстраций,
фотографий, рисование, лепка.

Конструирование,
наблюдение,
экспериментирование,
сравнение, рассматривание
иллюстраций,
коллекционирование

Дидактические игры,
настольные игры, сюжетноролевые игры, игры бытового
характера, народные игры,
изготовление игрушек из
бумаги, изготовление игрушек
из природного материала,
рассматривание иллюстраций,
фотографий, картинок,
самостоятельные игры,
игры инсценировки,
продуктивная деятельность,
ремонт книг

Рисование, лепка, аппликация,
игра на музыкальных

праздникам, рассматривание
совместная
эстетически привлекательных
деятельность, прогулка
предметов, выставки, слушание
соответствующей возрасту
народной, классической, детской
музыки, творческое задание,
концерт- импровизация,
музыкальная сюжетная игра
беседа интегративного характера,
элементарного музыковедческого
содержания,
уроки вежливости,
театрализованная деятельность,
совместное и индивидуальное
музыкальное исполнение,
хореография, двигательный,
пластический танцевальный этюд,
сюжетно-ролевые игры,
праздники, развлечения (в т.ч.
фольклорные).
Физическое и оздоровительное направление
Беседа, рассказ, чтение,
интегративная деятельность,
спортивные и физкультурные
досуги, спортивные состязания,
совместная деятельность
взрослого и детей тематического
характера, проектная
деятельность, встречи со
знаменитыми спортсменами

- во всех режимных
моментах: утренний
прием, утренняя
гимнастика, приемы
пищи, занятия,
самостоятельная
деятельность, прогулка,
подготовка ко сну,
дневной

инструментах, танцы,
театрализованные игры,
сюжетно-ролевые игры,
музыкально- дидактическая
игра.

игры-забавы, дидактические
игры, подвижные игры,
сюжетно-ролевые игры,
рассматривание
иллюстраций и
тематических картинок,
настольно-печатные игры,
творческая деятельность

2.2. Особенности реализации воспитательного процесса
Программа учитывает условия, существующие в ДОУ, индивидуальные
особенности, интересы, потребности воспитанников и их родителей.
Процесс воспитания в ДОУ основывается на общепедагогических принципах,
изложенных в ФГОС дошкольного образования:
- поддержка разнообразия детства;
- сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии
человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни
значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком
сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых
(родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДО) и детей;
- уважение личности ребенка.
Задачи воспитания реализуются в течение всего времени нахождения ребенка в
детском саду: в процессе ООД, режимных моментов, совместной деятельности с детьми и
индивидуальной работы.

В МКДОУ Садовский детский сад большое внимание уделяется духовнонравственному воспитанию дошкольников.
2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников в процессе реализации Программы воспитания
ДОУ в тесном сотрудничестве с семьей осуществляют всестороннее гармоническое
развитие и воспитание детей. Единство педагогических целей общества и семьи определяет
тесную связь между общественным и семейным воспитанием.
Невозможно переоценить огромную роль семьи в формировании личности ребенка,
особенно в раннем и дошкольном возрасте. Семья располагает условиями, которые
наиболее соответствуют особенностям и потребностям детей этого возраста. Атмосфера
любви, взаимного внимания и заботы в семье, воздействует на формирование чувств
ребенка. Поскольку эмоции в жизни дошкольника играют главенствующую роль,
определяют направление его деятельности, формирование эмоциональной сферы
становится основой развития личности ребенка. Гуманные чувства, закладываемые семьей,
являются важной предпосылкой воспитания ребенка в сфере развития его личности.
В повышении уровня семейного воспитания дошкольников ответственная роль
принадлежит дошкольной организации. Возможность ежедневного непосредственного
контакта с детьми и их родителями (законными представителями) позволяет педагогам и
специалистам ДОУ выявлять характер семейного воспитания, добиваться единства влияний
на ребенка в детском саду и семье.
При организации совместной работы ДОО с семьями необходимо соблюдать
основные принципы:
 открытость детского сада для семьи;
 сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
 создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к
развитию личности в семье и детском коллективе;
 диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.
Главная цель – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не
подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных
функций.
Задачи:
 воспитание уважения к детству и родительству;
 взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
 повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической
компетентности родителей;
 оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через
трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков
практической работы с детьми;
 использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного
творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.
Формы организации общения педагогов и родителей
Наименование

Цель использования

Формы проведения общения

Информационноаналитические

Выявление интересов,
потребностей, запросов
родителей, уровня их
педагогической грамотности
Ознакомление родителей с
возрастными и психолопедагическими
особенностями детей
дошкольного возраста.
Формирование у родителей
практических навыков
воспитания детей

Проведение социологических опросов,
«Почтовый ящик», индивидуальные
блокноты

Досуговые

Установление
эмоционального контакта
между педагогами,
родителями, детьми

Совместные досуги, праздники,
выставки работ родителей и детей,
кружки и секции, клубы отцов,
бабушек, дедушек, семинары,
практикумы

Наглядноинформационные:
информационноознакомительные;
ин формационнопросветительские

Ознакомление родителей с
работой дошкольной
организации, особенностями
воспитания детей.
Формирование у родителей
знаний о воспитании и
развитии детей

Информационные проспекты для
родителей, альманахи, журналы и
газеты, издаваемые ДОУ для родителей
Открытые образовательные просмотры,
выпуск стенгазет, организация минибиблиотек

Познавательные

Семинары-практикумы, тренинги,
проведение собраний, консультаций в
нетрадиционной форме, мини-собрания,
педагогический брифинг,
педагогическая гостиная, устные
педагогические журналы, игры с
педагогическим содержанием,
педагогическая библиотека для
родителей, исследовательско проектные, ролевые, имитационные и
деловые игры.

3.Организационный раздел
3.1. Взаимодействия взрослого с детьми. События ДОУ
Событие – это форма совместной деятельности ребенка и взрослого, в которой
активность взрослого приводит к приобретению ребенком собственного опыта
переживания той или иной ценности. Для того чтобы стать значимой, каждая ценность
воспитания должна быть понята, раскрыта и принята ребенком совместно с другими
людьми
в
значимой
для
него
общности.
Этот процесс происходит стихийно, но для того, чтобы вести воспитательную работу, он
должен быть направлен взрослым.
Воспитательное событие – это спроектированная взрослым образовательная
ситуация.
В каждом воспитательном событии педагог продумывает смысл реальных и возможных
действий детей и смысл своих действий в контексте задач воспитания. Событием может
быть не только организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и любой
режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела,

совместно реализуемые проекты и пр. Планируемые и подготовленные педагогом
воспитательные события проектируются в соответствии с календарным планом
воспитательной работы ДОУ, группы, ситуацией развития конкретного ребенка.
Проектирование событий в ДОУ возможно в следующих формах:
 разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности
(детско-взрослый спектакль, построение эксперимента, совместное конструирование,
спортивные игры и др.);
 проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими, ровесниками,
с взрослыми, с носителями воспитательно- значимых культурных практик (искусство,
литература, прикладное творчество и т. д.), профессий, культурных традиций народов
России;
 создание творческих детско-взрослых проектов (празднование Дня Победы
с приглашением ветеранов, «Театр в детском саду» – показ спектакля для детей из
соседнего детского сада и т. д.).
Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл
методической работы на основе традиционных ценностей российского общества. Это
поможет каждому педагогу создать тематический творческий проект в своей группе и
спроектировать работу с группой в целом, с подгруппами детей, с каждым ребенком.
3.2. Организация предметно-пространственной среды
Предметно-пространственная среда (далее – ППС) отражает федеральную,
региональную специфику, а также специфику ОО и включает:
- оформление помещений;
- оборудование;
- игрушки.
ППС отражает ценности, на которых строится программа воспитания,
и способствовать их принятию и раскрытию ребенком.
Среда включает знаки и символы государства, региона, города и организации.
Среда отражает региональные, этнографические, конфессиональные и другие
особенности социокультурных условий, в которой находится организация.
Среда должна быть экологичной, природосообразной и безопасной.
Среда обеспечивает ребенку возможность общения, игры и совместной
деятельности. Отражает ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с
семьей.
Среда
обеспечивает
ребенку возможность
познавательного
развития,
экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывает красоту знаний,
необходимость научного познания, формирует научную картину мира.
Среда обеспечивает ребенку возможность посильного труда, а также отражает
ценности труда в жизни человека и государства (портреты членов семей воспитанников,
героев труда, представителей профессий и пр.) Результаты труда ребенка могут быть
отражены и сохранены в среде.
Среда обеспечивает ребенку возможности для укрепления здоровья, раскрывает
смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта.

Среда предоставляет ребенку возможность погружения в культуру России,
знакомства с особенностями региональной культурной традиции. Вся среда дошкольной
организации должна быть гармоничной и эстетически привлекательной.
Игрушки, материалы и соответствуют возрастным задачам воспитания детей
дошкольного возраста.
Предметная среда аналогична ОП ДОО.

3.3. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания
Содержание Программы разработано на основе следующих нормативно-правовых
документов:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
(приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрирован Минюстом
России 14 ноября 2013 г. № 30384);
- Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся»;
- Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
(далее – Указ Президента РФ).
- С учетом Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
- С учетом «Примерной рабочей программой воспитания», разработанной сотрудниками
Института стратегии развития образования РАО в рамках государственного задания и
одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от «01» июля 2021 № 2/21)
- ОП ДОО
- Приказ заведующего ДОУ от _____ № ____ «О создании рабочей группы по разработке
рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы МКДОУ
Садовский детский сад.
3.4. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых
личностных результатов в работе с особыми категориями детей
Инклюзия (дословно – «включение») – это готовность образовательной системы
принять любого ребенка независимо от его индивидуальных особенностей
(психофизиологических, социальных, психологических, этнокультурных, национальных,
религиозных и др.) и обеспечить ему оптимальную социальную ситуацию развития.
Инклюзия является ценностной основой уклада ДОУ и основанием для
проектирования воспитывающих сред, деятельностей и событий.
На уровне уклада: ДОУ инклюзивное образование – это норма для воспитания,
реализующая такие социокультурные ценности, как забота, принятие, взаимоуважение,

взаимопомощь, совместность, сопричастность, социальная ответственность. Эти ценности
должны разделяться всеми участниками образовательных отношений в ДОУ.
На уровне воспитывающих сред: ППС строится как максимально доступная для
детей с ОВЗ; событийная воспитывающая среда ДОУ обеспечивает возможность
включения каждого ребенка в различные формы жизни детского сообщества; рукотворная
воспитывающая среда обеспечивает возможность демонстрации уникальности достижений
каждого ребенка.
На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей,
ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов
сообщества, приобретается опыт развития отношений между детьми, родителями,
воспитателями. Детская и детско-взрослая общность в инклюзивном образовании
развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в совместной
деятельности.
На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной
деятельности в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских
группах обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в
команде, развивает активность и ответственность каждого ребенка в социальной ситуации
его развития.
На уровне событий: проектирование педагогами ритмов жизни, праздников и
общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого
ребенка обеспечивает возможность участия каждого в жизни и событиях группы,
формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность ребенка в своих силах.
Событийная организация должна обеспечить переживание ребенком опыта
самостоятельности, счастья и свободы в коллективе детей и взрослых.
Основными условиями реализации Программы воспитания в ДОУ, реализующих
инклюзивное образование, являются:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего
и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным субъектом
воспитания;
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений;
4) формирование и поддержка инициативы детей в различных видах детской
деятельности;
5) активное привлечение ближайшего социального окружения к воспитанию
ребенка.
Задачами воспитания детей с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной
организации являются:
1) формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности;
2) формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их семьям со
стороны всех участников образовательных отношений;

3) обеспечение психолого-педагогической поддержки семье ребенка с
особенностями в развитии и содействие повышению уровня педагогической
компетентности родителей;
4) обеспечение
эмоционально-положительного
взаимодействия
детей
с
окружающими в целях их успешной адаптации и интеграции в общество;
5) расширение у детей с различными нарушениями развития знаний
и представлений об окружающем мире;
6) взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с ОВЗ;
7) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе
их эмоционального благополучия;
8) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
3.5. Календарный план воспитательной работы
Календарный план воспитательной работы строится на основе базовых ценностей и
примерного тематического плана Образовательной программы дошкольного образования
МКДОУ Садовский детский сад. Мероприятия проводятся как для всего детского сада, так
и внутри групп. Мероприятия для всего детского сада разрабатываются специалистами
(музыкальные руководители, инструкторы по физ. культуре, ст. воспитатель).
Для мероприятий внутри группы воспитатель самостоятельно разрабатывает
конкретные формы реализации воспитательного цикла. В ходе разработки должны
быть определены смысл и действия взрослых, а также смысл и действия детей в каждой из
форм.
События, формы и методы работы по решению воспитательных задач могут быть
интегративными.
Каждый воспитатель разрабатывает конкретные формы реализации воспитательного
цикла. В ходе разработки должны быть определены цель и алгоритм действия взрослых, а
также задачи и виды деятельности детей в каждой из форм работы.
В течение всего года воспитатель осуществляет педагогическую диагностику на
основе наблюдения за поведением детей. В фокусе педагогической диагностики находится
понимание ребенком смысла конкретной ценности и ее проявление в его поведении.

№

1

2

Календарный план воспитательной работы
на 2022-2023 учебный год
Направление/мод Название
Группы
Ответственный
уль
мероприятия
СЕНТЯБРЬ
Проект
Продукт проекта:
«Садовое –моё село Выставка
поделок
родное»
«Город
Мастеров
собирает друзей»
Фотовыставка
«Я
люблю тебя Садовое»
Праздники
«По дороге Знаний»
День Зая-Пандитской
письменности

Все группы

Старший
воспитатель,
воспитатели,
специалисты
ДОУ

Старшие,
подготовител
ьные группы

Воспитатели,
ПДО,
старший
воспитатель,
специалисты
ДОУ
Воспитатели,
специалисты,
старший
воспитатель
Воспитатели,
мл.
воспитатели,
родители,
воспитанники
групп

День
дошкольного Все
работника
возрастные
группы
3

1

«День
волонтера»

«Соревнование»

2

Праздники

3

Фольклорн
ые
мероприяти
я
Социальная
акция для
пожилых

4

«Неделя добрых дел»
(облагораживание
своих прогулочных
площадок)

ОКТЯБРЬ
Легкоатлетический
кросс
«Золотая осень»
«Осенняя мозаика»

«Джангариада»

Все
возрастные
группы

старшие
и
подготовител
ьные группы
Все группы

старшие
и
подготовител
ьные группы

«Подари
добро» младшие,
(изготовление
старшие
поздравительных
подготовител

Воспитатели,
специалисты
Музыкальный
руководитель,
воспитатели
Старший
воспитатель,
педагог ПДО,
воспитатели
Старший
воспитатель,
воспитатели

людей
1

«Мамино сердце».

2

Праздники

3

Фольклорн
ые
мероприяти
я

4

День
волонтера
к Дню
матери.
Акция

1

Проект «Птичий
дом»

открыток)

ьные группы
НОЯБРЬ
детского Все группы

Выставка
творчества
«Для самых
любимых».
«День
народного Все группы
единства».
Конкурс на знание младшие,
родословной
средние,
«Мини эрк-бул»
старшие,
подготовител
ьные группы
«Подари
улыбку Все группы
мамочке»

ДЕКАБРЬ
Продукт
проекта Все группы
конкурс
«Лучшая
кормушка»

2

Праздники

«Новогодний
карнавал»

Все
возрастные
группы

3

Памятное
мероприяти
е

«13 лет, 13дней…»

Старшие,
подготовител
ьные группы

4

Фольклорн
ые
мероприяти
я

«Зул»

младшие,
средние,
старшие,
подготовител
ьные группы

5

Благотворит
ельная
акция

«Покорми
зимой»

птиц Все
возрастные
группы
Торопитесь
делать Старшие,
добро» Помощь детям- подготовител

Воспитатели,
специалисты

Воспитатели,
специалисты
Старший
воспитатель,
педагог ПДО,
воспитатели
Воспитатели,
специалисты

Воспитатели,
специалисты

Воспитатели,
специалисты,
старший
воспитатель
Воспитатели,
ПДО
старший
воспитатель
Воспитатели,
ПДО
старший
воспитатель,
специалисты
ДОУ
Воспитатели,
старший
воспитатель
Воспитатели,
старший

инвалидам
1

2

3

Проект
«Зимушка
хрустальная»
Праздники

Фольклорн
ые
мероприяти
я

1

Проект
«День защитника
Отечества»

2

Праздники

3

Фольклорн
ые
мероприяти
я

ЯНВАРЬ
Продукт проекта
Выставка
рисунков
«Зимушка-Зима»
Зимние каникулы

Рождество
Колядки

«Здравствуй, Цаган
Сар»

МАРТ
Продукт проекта
Викторина «В гостях у
сказки»

Проект
«Удивительный
мир сказок
К.И. Чуковского»

2

Праздники

«Мамочка
мама моя»

3

Фольклорн
ые

«Широкая
масленица».

воспитатель

Все
возрастные
группы
Все
возрастные
группы

Воспитатели,
старший
воспитатель
Воспитатели,
специалисты,
старший
воспитатель
Воспитатели,
специалисты,
старший
воспитатель

Все
возрастные
группы

ФЕВРАЛЬ
Продукт проекта
Спортивномузыкальный
праздник
«Лучше
папы друга нет»
Выставка
детских
рисунков
«Наша
Армия родная»
День
защитника
Отечества

1

ьные группы

милая,

Все
возрастные
группы

Воспитатели,
специалисты,
старший
воспитатель

Все
возрастные
группы
Все
возрастные
группы

Музыкальный
руководитель,
воспитатели
Воспитатели,
специалисты,
старший
воспитатель

младшие,
старшие
подготовител
ьные группы

Воспитатели,
специалисты,
старший
воспитатель

Все
возрастные
группы

Воспитатели,
специалисты,
старший
воспитатель
Воспитатели,
специалисты,

Все
возрастные

4

мероприяти
я
Социальная
акция

1

Проект
«Люблю тебя мой
край родной»

2

Праздники

3

4

1

Фольклорн
ые
мероприяти
я
Социальная
акция

группы
«Мы дарим добро»

АПРЕЛЬ
Продукт проекта
Вернисаж рисунков
«Как прекрасна степь моя в
апреле»
Конкурс
семейных
стенгазет
«Моя
Калмыкия
родная»
День Земли

Волонтеры
старшие
подготовител
ьные группы
Все
возрастные
группы

младшие,
старшие и
подготовител
ьная
День Космонавтики
младшие,
старшие и
подготовител
ьная
Театральный
младшие,
фестиваль «Тюльпан - старшие и
краса степи»
подготовител
ьная
«Сохраним
планету старшие
детям!»
подготовител
(посадка деревьев, цветов) ьные группы

МАЙ
Проект
Продукт проекта
«Спасибо за мир, за Военно-спортивная
Победу – спасибо!» игра
«Зарничка»
Вернисаж
семейных
рисунков
«Помним!
Через века, через года
помним!»
Фотогазета

младшие,
старшие и
подготовител
ьная

старший
воспитатель
Воспитатели,
старший
воспитатель

Воспитатели,
специалисты,
старший
воспитатель

Воспитатели,
специалисты,

Воспитатели,
специалисты,

Воспитатели,
специалисты,
старший
воспитатель
Воспитатели,
специалисты,
старший
воспитатель
родители.
Воспитатели,
специалисты,
старший
воспитатель

2

3

4

1

3

1

2

Праздники

«Они сражались за Родину»
День Победы
старшие
подготовител
ьные группы
Выпускной бал

Выпускные
группы

Фольклорн
ые
мероприяти
я

Ур-Сар

Акция

«Окна Победы»
«Георгиевская лента» ( с
участием детей –
волонтеров)
«Бессмертный полк»

младшие,
средние,
старшие и
подготовител
ьная
Выпускные
группы

Праздники

Калмыцкий чай

ИЮНЬ
День Защиты детей

младшие,
старшие и
подготовител
ьная
День России
младшие,
старшие и
подготовител
ьная
Фольклорн
«День рождения Будды младшие,
ые
Шакьямуни»
старшие и
мероприяти
подготовител
я
ьная
ИЮЛЬ
Проект
Продукт проекта
Все
«Солнце, воздух и Конкурс
чтецов возрастные
вода, наши лучшие стихов
о
лете, группы
друзья
здоровье.
День
здоровья
«Дружим
со
спортом»
Праздники
День семьи
Все
возрастные

Воспитатели,
специалисты,
старший
воспитатель
Музыкальный
руководитель,
воспитатели
Воспитатели,
специалисты,
старший
воспитатель
Воспитатели,
специалисты,
старший
воспитатель

Воспитатели,
специалисты,
старший
воспитатель
Воспитатели,
специалисты,
старший
воспитатель
Воспитатели,
специалисты,

Воспитатели,
специалисты,
старший
воспитатель

Воспитатели,
специалисты,

группы
День
Республики
Калмыкии

1

Праздники

2

Фольклорн
ые
мероприяти
я
Социальная
акция

3

Все
возрастные
группы

АВГУСТ
День
Российского Вторые
флага
младшие,
средние,
старшие и
подготовител
ьная
Яблоневый спас
Все
возрастные
группы
«Азбука
дорожного Все
движения»
возрастные
группы

старший
воспитатель
Воспитатели,
специалисты,
старший
воспитатель
Воспитатели,
специалисты,

Воспитатели,
специалисты,

Воспитатели,
специалисты


Наверх

Отчет о результатах самообследования муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения Садовский детский сад за 2023 год

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
САМООБСЛЕДОВАНИЕ на сайт Садовский детский сад.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».